Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 14 г. Витебска
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 14 г. Витебска
Семья без насилия
Ребенок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем.
Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жестокое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не поступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки.
Но еще более важно помнить, что из любой ситуации всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
Дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
свернуть
Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
– объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
– если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
– стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
– поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
– не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
– знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
– обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.
Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить
«Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»:
– Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
– Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
– Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
– Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался насилию?
– Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
– Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
– Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
– Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
– Отсутствие целей и планов на будущее;
– Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
– Пессимистическая оценка своих достижений;
– Неуверенность в себе, снижение самооценки.
– Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
– Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
– Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
– Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
– Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность.
– Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый – самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.
свернуть
Памятка по безопасному поведению для несовершеннолетних
СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Предвидеть опасность!
По возможности избегать ее!
При необходимости - действовать!
свернуть
Памятка для родителей
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Современные дети начинают учиться считать, писать и читать практически одновременно с работой за компьютером. Рано или поздно любой ребенок захочет зарегистрироваться в социальной сети. И от родителей зависит, станет он адекватным пользователем подобного ресурса или сетеманом, которого нужно будет спасать.
Польза социальных сетей для ребенка будет зависеть от его личности, которая в юном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать Интернет для общения с хорошими или плохими людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется запрещенными темами? До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или лиц, их замещающих.
В интернете дети и подростки играют, знакомятся, познают мир...
Плюсы - возможность общения, помощь в обучении, развитие внимания, воображения, возможность всегда оставаться в курсе происходящего. Минусы - отнимает много свободного времени, проблема социализации у детей, отсутствие знаний о границах поведения. Также болезни глаз, искривление позвоночника, головные боли, подъем психотических проявлений (беспокойство, депрессия). К тому же в виртуальном мире дети и подростки не чувствуют опасности. Сделать их пребывание в Интернете безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве – важная задача их родителей.
Ребенка необходимо ознакомить с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях, настроить вместе с ним параметры безопасности и конфиденциальности его учетной записи, защитить компьютеры и мобильные устройства современной антивирусной программой с родительским контролем и заблокировать сомнительные сайты (онлайн-магазины, казино, порно-сайты и др.).
Основные опасности, с которыми может столкнуться ребенок в социальных сетях:
На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - «Вконтакте» (самая опасная), «Одноклассники», Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, веб-почта и нелегальный софт (программа, которую используют, не имея прав на это).
Несколько советов по защите детей от угроз соцсетей:
– Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ, чтобы отфильтровать вредное содержание и узнать, какие сайты посещает ребенок.
– Поговорите со своими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии.
– Объясните, что Интернет – это всего лишь способ получить нужную информацию. И не все, что дети читают или видят в Интернете, правда.
– Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях. Попросите их общаться только с теми, кого они знают.
– Проследите за тем, чтобы дети не указывали полные имена, контактные данные свои и друзей, не обсуждали информацию о благосостоянии семьи или личных проблемах при общении в Интернете. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки.
– Расскажите детям об интернет-угрозах. Если им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, и вы вместе найдете выход из любой сложившейся ситуации.
– Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете, и риски, связанные с ними. Научите ребенка не делать ничего в Интернете, что требует оплаты, без вашего разрешения.
Полностью оградить ребенка от Интернета было бы неправильным. Запрещать ребенку регистрацию в социальных сетях – неразумно и несовременно.
Главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, – доверительные отношения с родителями.
Станьте друзьями для своих детей: старшими, мудрыми и опытными, с которыми хочется поговорить на любую тему с удовольствием. Чаще беседуйте с детьми, читайте вместе книги, смотрите фильмы, играйте в совместные игры, отдыхайте всей семьей.
Найдите для ребенка занятие по душе, предложите ему творческие и спортивные кружки, где он сможет дать выход накопившейся энергии. Только живое общение и увлекательные занятия отвлекут юного пользователя от полного погружения в виртуальную реальность.
Помните: вы – пример для ваших детей. Желая оградить ребенка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете. Дети – отражение нас самих.
свернуть
План работы
консультационного пункта «Воспитываем вместе»
для законных представителей учащихся
в шестой школьный день
на I полугодие 2022/2023 учебный год
Дата, время проведения |
Тематика консультаций |
Целевая аудитория |
Ответственный |
10.09.2022 12.00 |
Особенности адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х классов |
Родители учащихся 1-х , 5-х классов. |
Педагог-психолог |
17.09.2022 12.00 |
Права и обязанности несовершеннолетних и их законных представителей |
Родители учащихся 7-8 классов |
Педагог социальный |
24.09.2022 12.00 |
Лучшее воспитание – пример родителей |
Родители учащихся 3-4 классов |
Педагог-психолог |
01.10.2022 12.00 |
Формирование ценностных ориентаций у подростков |
Родители учащихся 6-9 классов |
Педагог социальный |
08.10.2022 12.00 |
Мой ребёнок пятиклассник |
Родители учащихся 5-х классов |
Педагог-психолог |
15.10.2022 12.00 |
Условия успешного воспитания. Авторитет родителей. |
Родители учащихся, состоящих на различных видах учёта |
Педагог социальный |
22.10.2022 12.00 |
Игровые зависимости. Причины возникновения и формы проявления компьютерной зависимости. |
Родители учащихся 5-9-х классов |
Педагог-психолог |
29.10.2022 12.00 |
Подросток в мире вредных привычек |
Родители учащихся 9-11 классов |
Педагог социальный |
05.11.2022 12.00 |
Безопасность в интернет сети |
Родители учащихся 4-9 классов |
Педагог-психолог |
12.11.2022 12.00 |
Консультация по результатам психосоциального анкетирования |
Родители учащихся 5-11 классов |
Педагог социальный |
19.11.2022 12.00 |
Виды насилия. Как уберечь ребёнка от жестокости |
Родители 1-11 классов |
Педагог-психолог |
26.11.2022 12.00 |
Свободное время и его значение в формировании личности ребёнка. |
Родители учащихся 5-9 классов |
Педагог социальный |
03.12.2022 12.00 |
Авторитет родителей – это важно! |
Родители учащихся, состоящих на различных видах учёта |
Педагог социальный |
10.12.2022 12.00 |
Спайс, ПАВ – что нужно знать родителям |
Родители учащихся 6-11 классов |
Педагог- психолог |
17.12.2022 12.00 |
Организация свободного времени детей в каникулярное время |
Родители учащихся 1-11 классов |
Педагог-психолог |
План работы
консультационного пункта «Воспитываем вместе»
для законных представителей учащихся
в шестой школьный день
на II полугодие 2022/2023 учебный год
Дата, время проведения |
Тематика консультаций |
Целевая аудитория |
Ответственный |
14.01.2023 12.00 |
Психология подростка |
Родители учащихся 8-х классов |
Педагог-психолог |
21.01.2023 12.00 |
Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек. |
Родители учащихся 7-9 классов |
Педагог социальный |
28.01.2023 |
Профилактика компьютерной и Интернет-зависимостей |
Родители учащихся 5-6 классов |
Педагог-психолог |
04.02.2023 12.00 |
Правила выбора профессии |
Родители учащихся 9-х классов |
Педагог-психолог |
11.02.2023 12.00 |
Личностное и профессиональное самоопределение |
Родители учащихся 7-х классов |
Педагог-психолог |
18.02.2023 12.00 |
Ваш беспокойный ребёнок. Занятость подростков в свободное время. |
Родители учащихся, состоящих на различных видах учёта |
Педагог-психолог, педагог социальный |
25.02.2023 12.00 |
Консультация по запросу законных представителей |
Родители учащихся 1-11 классов |
Педагог-психолог, педагог социальный |
04.03.2023 12.00 |
Профилактика суицидоопасного поведения среди подростков |
Родители учащихся 5-11 классов |
Педагог-психолог, педагог социальный |
11.03.2023 12.00 |
Профессиональное самоопределение подростков |
Родители учащихся 9,11 классов |
Педагог-психолог |
18.03.2023 12.00 |
Роль семьи в развитии способностей ребёнка. Агрессивное поведение. Как помочь ребёнку. |
Родители учащихся 2 -4 классов |
Педагог-психолог |
25.03.2023 12.00 |
Наказания за административные нарушения |
Родители учащихся 5-11 классов |
Педагог социальный |
08.04.2023 12.00 |
Консультация по результатам диагностики готовности учащихся к переходу в среднее звено |
Родители учащихся 4-х классов |
Педагог-психолог |
15.04.2023 12.00 |
Подростковое одиночество: причины и последствия |
Родители учащихся 10-х классов |
Педагог-психолог |
22.04.2023 12.00 |
Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ. |
Родители учащихся 5-9 классов |
Педагог социальный |
29.04.2023 12.00 |
Подготовка ребёнка к обучению в школе |
Родители будущих первоклассников |
Педагог-психолог |
06.05.2023 12.00 |
Поведение детей на водоёмах в весенне-летний период |
Родители учащихся 1-11 классов |
Педагог-психолог |
13.05.2023 12.00 |
Подросток, лето и закон |
Родители учащихся, состоящих на различных видах учёта |
Педагог социальный |
20.05.2023 12.00 |
Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях |
Родители учащихся 6-9 классов |
Педагог-психолог |
27.05.2023 12.00 |
Организация свободного времени детей в период летних каникул. |
Родители учащихся 1-11 классов |
Педагог-психолог, Педагог социальный |
Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).
Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.
Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.
свернутьСоветы родителям по профилактике суицида:
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.- Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.- Повышайте и укрепляйте положительную самооценку ребенка;- Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;- Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;- Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;- Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;- Помогите ребенку понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;- При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;- Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.- Повышайте и укрепляйте положительную самооценку учащихся.- Поощряйте выражение эмоций и чувств.- Старайтесь выстроить с подростком доверительные отношения.- Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
свернутьПсихологические проблемы
пятиклассников
Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:
Рекомендации для родителей
«Десять заповедей для родителей»
Что не надо делать родителям?