В помощь учителю

Наиболее часто используемые приемы визуализации учебного материала

развернуть

Педагогические условия активизации познавательной деятельности учащихся профильных классов

развернуть

Анализ урока (по Запрудскому)

развернуть

Как работать за конторкой?

развернуть

Исследования показали, что сидячий образ жизни - фактор риска и причина возникновения многих болезней (зрения, сердца, психики, опорно-двигательного аппарата, иммунной системы, урологических заболеваний у мальчиков и гинекологических у девочек).

Современные детские сады и школы не приспособлены к тому, чтобы создать условия для обучения детей в режиме чередования положений стоя - сидя - лежа. Хотя альтернатива есть - смена «динамических поз» при обучении. Мы должны приучать детей с раннего возраста работать в режиме «стоя - сидя - лежа». И приспособление для этого давно известно - конторка.

Активным пропагандистом конторок в нынешнее время в нашей стране стал Владимир Филиппович Базарный. По его инициативе методика работы за конторкой была изучена авторитетными учеными -офтальмологами, педиатрами и ортопедами.

Практика показывает, что дети приходят в школу уже со сформировавшейся привычкой работать сидя, а следовательно, с неправильной осанкой.

Поэтому детей приходится переучивать, то есть формировать заново привычку работать в «телесной вертикали».

Для этого ребенок должен получить возможность самостоятельно постоять за конторкой столько времени, сколько ему комфортно. Зафиксировав это время, нужно постепенно стремиться к его увеличению. Только ребенок может и должен определить, сколько ему следует стоять за конторкой, а сколько - посидеть за столом. Задача школы и родителей в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора! Это принципиальная позиция, так как важен сам факт периодической смены поз. Чем чаще ребенок меняет положение, тем естественней он себя чувствует.

Со временем мышцы ног и спины укрепляются, и работа стоя делается потребностью.

Наиболее оптимальным режимом на начальном этапе адаптации детей к динамическим позам «стоя - сидя» становится чередование положений через каждые 15 минут. На этом этапе важно не допустить нахождение ребенка в стоячем положении за конторкой более 25 минут.

Для детей с «засиженной» осанкой одних конторок мало. Им необходимо увеличить время для подвижных игр на свежем воздухе (например, на стадионе во время дополнительных часов релаксации - как минимум 2 часа в неделю, помимо уроков физической культуры).

Некоторые родители опасаются, что во время работы за конторкой может развиться плоскостопие. Опасения скептиков напрасны, так как плоскостопие - результат ослабления мышц стопы, которые не удерживают вес человека. Это происходит, как правило, при сидячем образе жизни. Кроме того, у человека конструкция стопы такова, что систематическое давление на пяточную кость способствует формированию «рессорной» (дугообразной) формы стопы.

Медики, особенно ортопеды, заметили, что правильно сформированная в детстве стопа эффективно воздействует на функционирование внутренних органов, а у девочек - на формирование костей таза, что играет важную роль при родах.

Работа за конторкой плодотворно влияет и на зрение, так как рабочий угол 15-17° является более эффективным для глаз, чем горизонтальная поверхность.

У работы за конторкой есть ряд особенностей, на которые должны обращать внимание учителя и родители.

  • Во-первых, конторка должна соответствовать росту ребенка. Подбирается она следующим образом: ближний верхний край должен находиться на уровне грудной клетки в районе солнечного сплетения. Этот ориентир, конечно, приблизительный (базовый), так как если ребенок при этой высоте во время письма склоняется, то вся поверхность конторки постепенно поднимается до тех пор, пока ребенок не примет вертикальное положение. При закреплении «телесной вертикали» высоту конторки можно постепенно опускать до исходного уровня.
  • Во-вторых, угол наклона столешницы должен быть 15-17°.
  • В-третьих, стоять рекомендуется в хлопчатобумажных носочках. А лучше босиком, на массажных ковриках, изготовленных из естественных материалов (из соломы, хлопка, с нашитыми пуговицами, небольшими шариками и т.д.). Стоять на резиновых ковриках и линолеуме недопустимо!

Школа рассматривает вопрос перехода с режима динамической позы «стоя - сидя» на режим «стоя - сидя - лежа». Для этого необходим ковер, на который на 3­5 минут ребенок сможет прилечь. При этом должны быть исключены попытки читать, писать, рисовать лежа.

  • При пользовании настольной конторкой необходимо помнить, что она всегда ставится на противоположную от окна половину стола. В этом случае стоящий за конторкой не заслоняет свет рядом сидящему за столом. При этом на стол рекомендуют ставить наклонную поверхность в виде клина с углом наклона 15­17°.
  • Переход должен быть постепенным: от 15 минут работы за конторкой до выработки привычки постоянно работать за конторкой стоя.

Кроме того, необходимо помнить также, что ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Поэтому в школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребёнка, работать в наилучшем режиме дальнего зрения (шторы должны окаймлять окно, а не занавешивать его).

 
свернуть

Гигиенические требования к обучению детей начальных классов

развернуть

Особенности детей младшего школьного возраста:

  • незавершенность роста и развития органов и систем;
  • процессы возбуждения преобладают над процессами торможения;
  • иррадиация преобладает над концентрацией
  • легкость возникновения новых очагов возбуждения даже от незначительных раздражителей
  • слабость тормозных реакций

Дети способны удерживать активное внимание: 5-7 лет - в теч. 15 минут, 8-10 лет - 20 мин, 11-12 лет - 25 мин.

Учебные занятия - серьезный труд для детей:

  • уч-ся начальной школы испытывают значительное статическое напряжение при сидении за партой
  • написание букв требует тонкой координации кисти
  • у детей период обучения связан с большой нагрузкой на орган зрения
  • обучение в школе связано с активной деятельностью головного мозга.

Оборудование рабочего места.

Основным видом ученической мебели для учащихся I - IV классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты (дистанция сиденья) на 4 см у парт первого номера, на 5-6 см - второго и третьего номеров и на 7-8 см - у парт четвертого номера.

Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Столы и стулья, парты должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка наносится на обеих боковых сторонах видимых поверхностей стола и стула, парты в виде круга диаметром 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10 - 15 мм.

В каждом учебном помещении устанавливается ученическая мебель 2-3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Основные размеры ученической мебели должны соответствовать приложению 5 к настоящим Санитарным нормам и правилам.

Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок.

К конторкам предъявляются следующие требования:

высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 - 130 см, 85 см - ростом 130 - 145 см, 95 см - ростом 145 - 160 см; угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°.

В учреждении образования в учебной секции (блоке) для размещения первого класса должны быть оборудованы места для индивидуальных полотенец учащихся, для хранения запаса постельного белья и полотенец, в остальных - умывальные раковины с мылом и бумажными полотенцами.

В помещениях для учащихся I - IV классов учреждений образования должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы для хранения принадлежностей для учебных занятий (занятий) трудового обучения, изобразительного искусства, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (I классы).

Рассаживание учащихся проводится с учетом роста и состояния здоровья учащихся дважды (в сентябре, в январе) в течение учебного года.

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья, должно проводиться с учетом рекомендаций врача.

Учащиеся с ведущей левой рукой должны быть рассажены за столом (партой) парами или по одному, либо слева от учащегося с ведущей правой рукой.

В учебной секции (блоке) 1 класса должны быть оборудованы места для индивидуальных полотенец учащихся, для хранения запаса постельного белья и полотенец.

При размещении первого класса в общеобразовательном учреждении помещение санузла должно быть оборудовано:

  • детскими унитазами с гигиеническими накладками в закрывающихся без запоров полукабинах;
  • умывальниками (высота установки от пола до борта умывальной раковины 50 см).

В качестве питьевой воды должна использоваться негазированная вода промышленного производства, расфасованная в емкости, или кипяченая вода. 

Использование штор в декоративных целях запрещается.

Используемые шторы (жалюзи) в нерабочем положении не должны закрывать световые оконные проемы учебных помещений.

Цветы, выращиваемые в учебных помещениях учреждений образования, не должны быть ядовитыми и не должны закрывать световые оконные проемы. Высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см (не включая высоту цветочных горшков).

Рабочие поверхности ученических парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов (светло-зеленого, зеленовато­голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины); классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, синего цвета; стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность; стены должны быть в светлых тонах (бледно-желтый, бледно-зеленый, бледно­голубой и другие); оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов; потолок должен быть белого цвета.

Требования к организации образовательного процесса.

Образовательный процесс должен осуществляться в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, воспитательных мероприятий.

Уроки в 1, 2 классах должны проводиться только в первую смену.

Учебная нагрузка учащихся I классов учреждений образования должна увеличиваться постепенно: в начале учебного года (в сентябре) в рамках общего количества учебных часов проводятся учебные занятия по изучению учебных предметов «Введение в школьную жизнь», «Физическая культура и здоровье», «Музыка».

Расписание уроков на учебный день и учебную неделю должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся первых классов и динамики умственной работоспособности учащихся: часы максимальной умственной работоспособности - второй и третий уроки; дни недели - вторник, среда.

В расписании уроков должны чередоваться учебные предметы с преобладанием статического и динамического компонентов.

Включение в расписание уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в течение двух дней подряд в одном классе, а также первыми и последними уроками в сельских школах при отсутствии транспортного обслуживания учащихся запрещено.

Факультативные занятия должны проводиться в дни с наименьшим количеством уроков.

Перед началом факультативных занятий должен быть организован перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

Продолжительность урока и факультативного занятия должна быть не более 35 минут в 1 классе, 45 - во 2-4. Перерывы не менее 10 мин и один 30 мин или 2 по 20 мин. В 1 классе - все по 20 мин. На переменах должны организовываться подвижные игры в целях профилактики гиподинамии учащихся.

Домашние задания учащимся первых классов не должны задаваться в течение всего учебного года, за исключением домашнего задания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Организация процесса обучения в режиме полного школьного дня должна предусматривать: дневной сон продолжительностью не менее 1,5 часа; пребывание учащихся на свежем воздухе продолжительностью не менее 1,5 часа; трехразовое горячее питание; занятия по интересам.

На каждом учебном занятии (кроме учебных предметов «Физическая культура и здоровье», «Музыка»), при появлении первых признаков утомления необходимо проводить комплексы упражнений гимнастики для глаз.

В каждом кабинете должны быть оборудованы офтальмотренажеры.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

№п/п

Гигиенические характеристики урока

Гигиеническая норма

  1.  

Плотность урока

не менее 60% и не более 80% от продолжительности урока

  1.  

Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров)

не менее 3-х

  1.  

Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности

не более 10 мин.

  1.  

Количество используемых методов преподавания

не менее 3-х

  1.  

Чередование методов и приемов преподавания

не реже чем через 10 мин.

  1.  

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

  1.  

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы

  1.  

Наличие, содержание и продолжительность физкультурных минуток

при появлении у большинства учащихся признаков утомления легкие упражнения продолжительностью 3-4 мин.

  1.  

Психологический климат

преобладание положительных эмоций

  1.  

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 30 мин. от начала урока

 ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ

Номер мебели

Цвет маркировки*

Рост учащегося, мм

Высота рабочей плос­кости стола (парты), мм

Высота сидения, мм

1

оранжевый

от 1000 до 1150

460

260

2

фиолетовый

от 1150 до 1300

520

300

3

желтый

от 1300 до 1450

580

340

свернуть

Гигиенические критерии оценки организации урока

развернуть

Гигиенические показатели, характеризующие урок

Гигиеническая оценка урока

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя

продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже, чем через 7-10 мин.

смена через 11-15 мин.

смена через 15-20 мин.

5.

Количество используемых методов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередование методов и приемов преподавания

не позже, чем через 10-15 мин.

через 15-20 мин.

не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9.

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся

несоответствие позы у большинства учащихся виду работы, поза не контролируется учителем

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3 легких

упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или недостаточной продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают

положительные

эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный

преобладают

отрицательные

эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

свернуть