Анонс/Новости Родительского университета

  

  

   

 

 

    

 

 

 

 

Заседание родительского университета для родителей учащихся 10-х классов

14.05.2024
развернуть

24.05.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?», на котором будут проанализированы пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассников дома и в школе.

 

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 6-х классов

08.05.2024
развернуть

17.05.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Организация летнего отдыха подростков»: правила безопасного поведения летом, опасности свободного время препровождения подростков.

 

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 2-х классов

01.05.2024
развернуть

10.05.2024  состоится заседание родительского университета на тему: «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка»,  на котором будут рассмотрены  факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия.

 

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 5-х классов

30.04.2024
развернуть

11.05.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Ребёнок среди сверстников».

 

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 8-х классов

23.04.2024
развернуть

26.04.2024 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 8-х классов на тему: «Культура поведения в конфликтных ситуациях», на котором будут освещены особенности семейных конфликтов в диаде «родители-дети», причины возникновения конфликтов и стратегии поведения, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 11 класса

18.04.2024
развернуть

26.04.2024 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 11 класса на тему: «Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?» с целью профилактики экзаменационного стресса у учащихся.

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 1-х классов

16.04.2024
развернуть

20.04. 2024 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 1-х классов на тему «Положительные эмоции в жизни ребёнка» с рассмотрением вопросов значимости эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. 

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 3-х классов

12.04.2024
развернуть

19.04.2024 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 3-х классов на тему: «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника», на котором будут рассмотрены  особенности семейного общения и влияние общения родителей с детьми на полноценное развитие несовершеннолетних.

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 1-х классов

10.04.2024
развернуть

20.04.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Положительные эмоции в жизни школьника» с рассмотрением вопросов о значении эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.

 

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 11-х классов

20.03.2024
развернуть

23.03.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Как уберечь ребёнка от зависимости», на котором будут рассмотрены виды угроз подставляющих опасность для жизни физического,психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассников.

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 7-х классов

14.03.2024
развернуть

22.03.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Правила поведения с подростками:особенности переходного возраста».

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 6-х классов

07.03.2024
развернуть

16.03.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Безопасность подростков в сети интернет», на котором будут рассмотрены основные правила медиабезопасности.

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 5-х классов

06.03.2024
развернуть

15.03.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Ваш ребенок вырос», на котором будут рассмотрены особенности младшего подросткового возраста.

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 8-х классов

08.02.2024
развернуть

17.02.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Осторожно: суицид», на котором будут рассмотрены мотивы, индикаторы суицидального риска, причины и виды суицидального поведения.

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 4-х классов

07.02.2024
развернуть

16.02.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов».

свернуть

Заседание родительского университета для родителей учащихся 9-х классов

10.01.2024
развернуть

19.01.2024 состоится заседание родительского университета на тему: «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» с рассмотрением вопросов об особенностях  формирования у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 6-х классов

07.12.2023
развернуть

16.12.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 6-х классов на тему: «Профилактика проблемного поведения подростков», на котором будут рассмотрены причины возникновения зависимого поведения и профилактика зависимостей в подростковом возрасте. 

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 5-х классов

05.12.2023
развернуть

15.12.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 5-х классов на тему: «Меры и наказания и поощрения в современной семье», на котором будут рассмотрены вопросы дисциплины в семье с младшими подростками.

свернуть

Заседание родительского университета «Как уберечь ребенка от насилия»

18.11.2023
развернуть

Цель: знакомство родителей учащихся с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми и подростками связана с тем, что насилие в отношении детей и подростков или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Насилие, пережитое в детском или подростковом возрасте, является серьезным травматическим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни.

Данные научных исследований говорят о том, что последствия такого насилия могут носить долговременный характер, а его жертвы чаще страдают депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством, наркоманией, испытывают тревогу, а также чаще совершают попытки самоубийства.

  1. 1. Вступительное слово.

Насилие над ребенком – это любое неслучайное поведение родителей, других взрослых или подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба.

Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).

  1. Основная часть.

Теоретический материал.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия:            

- физическое

- сексуальное

- психическое

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Физическое насилие подразумевает избиение, истязание, сотрясение, пощечины, щипки, подзатыльники, шлепки, удары, прижигание горячими предметами, жидкостями, сигаретами; укусы, удушение или утопление; вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: следы укусов; синяки; кровоподтеки; царапины; шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; высокая вероятность травматизации или частых повреждений; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов; необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств.

О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы различных сроков давности (раны, кровоподтеки и т. д.).

К поведенческим индикаторам относятся:

- избегание физических контактов с другими людьми;

- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);

- чувство страха, возникающее при криках или плаче других детей;

- ношение закрытой одежды, чтобы преднамеренно скрыть повреждения;

- отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях;

- невразумительные (противоречивые) объяснения причин происхождения повреждений;

- страх перед родителями;

- частые опоздания или пропуски школьных занятий;

- ранний приход в школу/детский сад и очень поздний уход домой;

- испытание трудностей, когда необходимо быть вместе с другими;

- неуважительное отношение к другим;

- чрезмерное послушание, избегание, готовность и позволение «без протеста» делать другим с собой все что угодно;

- пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;

- агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам;

- случаи причинения себе вреда – саморазрушительное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);

- необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);

- жалобы на боль при движениях или контактах;

- большой опыт побегов из дому;

- отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах:

- Состояния страха и тревоги. Они могут проявляться в нарушении сна, бессоннице, плохом аппетите, психосоматических жалобах.

- Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей, подвергшихся физическим наказаниям, часто сопровождается агрессивным деструктивным поведением дома и в школе. Они отличаются задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, бесконтрольностью поведения. Это свидетельствует о серьезных нарушениях поведения.

- Подозрительность и недоверие. Детям, которые испытали родительское предательство, подвергались насилию, физическим наказаниям, словесным оскорблениям.

- Депрессия и суицидальное поведение. У детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Дети, подвергшиеся физическим оскорблениям, демонстрируют саморазрушительное поведение в таких формах, как причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, суицидальные попытки и желания.

- Низкая самооценка. Дети учатся рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением.

- Нарушения в развитии и познавательной деятельности. У детей наблюдаются нарушения функций речи и языкового развития как результат заторможенности этих функций вследствие наказаний за плач и крики.

- Нарушения в сфере межличностных отношений. Подвергавшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе.

- Нарушения центральной нервной системы. При отсутствии ярко выраженных повреждений головы, у этих детей могут наблюдаться «мягкие» симптомы нарушений в деятельности центральной нервной системы. Тем не менее, есть основание полагать, что именно многочисленные лишения, такие как ненормальное воспитание в детстве, «бедное» внутриутробное развитие, отсутствие заботы в младенческом возрасте, дефицит питания, неполная сенсорная стимуляция могут приводить к подобным симптомам.

- Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации и повышенной рассеянности, гиперактивности, специфических учебных затруднений. Дети, выросшие в атмосфере физического насилия, часто являются источниками многих конфликтов в школе из-за своего агрессивного поведения по отношению к другим детям и взрослым, а также из-за низкого самоконтроля.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Психологически жестокое обращение с ребенком может принимать различные формы:

- Отвержение. Активное отвержение представляет собой отказ выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

- Отказ в эмоциональном отклике. Это пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.

- Унижение. Прилюдное унижение ребенка или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ и бранных слов. Самооценка и самоуважение ребенка снижаются частыми оскорбительными нападками на его достоинство, знания или умственные способности.

- Запугивание. Терроризирование ребенка с целью формирования стабильного чувства страха, поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы, принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применить насилие к нему самому.

- Изоляция. Отстранение ребенка от нормального социального общения, запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях может быть формой психологического насилия.

- Эксплуатация. Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих его возрасту, требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие).

- «Торговля» запретами. Манипулирование ребенком с использованием негативного подкрепления (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять).

- Моральное разложение. Коррумпирование, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Индикаторы психологического насилия

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:

- сосание пальцев;

- монотонное раскачивание;

- ночной и/или дневной энурез;

- психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо;

- замедление физического, психического и общего развития ребенка.

К поведенческим индикаторам относятся:

-эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость;

- проявления низкой самооценки и самоуважения;

- переживания фрустрации (несоответствие желаний имеющимся возможностям);

- грусть или выраженная депрессия;

- замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность;

- «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- социальная беспомощность;

- ночные приступы страха, плохой сон;

- отсутствие интереса к играм.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Формы сексуального насилия по отношению к детям, которые встречаются чаще всего:

  • демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;
  • ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребенком;
  • демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребенка в занятие проституцией;
  • «груминг» (практика подготовки ребенка к планируемому насилию, завоевание его доверия), осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет;
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур.

ИНДИКАТОРЫ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Сексуальные индикаторы, характерные для младших детей и подростков:

- реплики, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай. Например, ребенок, наблюдая за целующейся парой по телевизору, говорит: «А сейчас дядя засунет свой пальчик в тетю»;

- рисунки на сексуальные темы;

- сексуальное взаимодействие с другими людьми. Например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям (может свидетельствовать об идентификации с насильником), сексуальная активность в отношении сверстников (может указывать, что ребенок получает некоторое удовольствие от насильственных действий), сексуальные предложения или жесты старшим людям (может сигнализировать о том, что ребенок воспринимает и расценивает сексуальную активность как необходимый атрибут взросления);

- сексуальные действия с животными или игрушками;

- беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами;

- сексуальное преследование девочек сверстниками или взрослыми.

К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:

- порванная одежда;

- окрашенное или испачканное кровью нижнее белье;

- боль или зуд в половой области;

- синяки в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в животе;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера;

- запоры;

- нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции;

- венерическая болезнь;

- беременность.

К поведенческим индикаторам относятся:

- внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то;

- чрезмерное проявление привязанности;

- неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела;

- стеснительность или уклонение от привязанности к семье;

- проблемы со сном, включая бессоницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настаивание на том, чтобы был включен ночник;

- регрессивное поведение, включая: сосание большого пальца, энурез, недержание кала;

- инфантильное поведение или другие проявления зависимости;

- чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки напуганности;

- страх перед людьми определенного типа;

- импульсивность, неусидчивость (более характерна для жертв мальчиков), деструктивность;

- суицидальные попытки или рискованное поведение;

- жестокость к животным (более характерна для жертв мальчиков);

- резкое изменение индивидуально-личностных особенностей;

- проблемы в школе;

- нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке;

- побеги из дому;

- необычайная искушенность и несоответствующая возрасту просвещенность в вопросах сексуального поведения;

- сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителем, взрослым.

Как предотвратить насилие над детьми

Лучший способ защитить детей - вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребенка. Некоторые родители боятся убить в детях доверие к окружающим людям и к миру в целом, поэтому предпочитают не говорить об опасностях, которым может подвергнуться ребенок. Этого не произойдет, если во время таких бесед родители будут повторять ребенку, что большинство людей достойны доверия, но есть и такие - их, к счастью, немного - кто способен причинить вред. А поскольку отличить одних от других бывает трудно, надо соблюдать правила безопасности.

При этом очень важно не говорить ребенку таких слов как «насилие», «насильник». Не следует запугивать ребенка, рассказывая ему ужасные истории. Страх обезоруживает и парализует; он помешает ребенку правильно вести себя в опасной ситуации.

Доверительные отношения между родителями и детьми - это самое главное средство, позволяющее уберечь детей от посягательств преступников. Поэтому к рассказам ребенка надо относиться уважительно, не смеяться и не перебивать его, даже если иногда кажется, что он говорит о каких-то пустяках.

Разговаривая с ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родители могут использовать приведенные далее рекомендации:

- Объясните, чем «нормальные» прикосновения (похлопывания, объятия) отличаются от «ненормальных», вызывающих у ребенка дискомфорт или смущение. Можно объяснить, что «ненормальные» прикосновения - это когда кто-то касается тех частей тела, что скрыты под трусиками, купальником или плавками.

- Обсудите, какими приемами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь ребенка в сексуальные действия. Например, взрослый (это может быть родственник или хороший знакомый семьи) будет убеждать, что они не делают ничего плохого, что все в порядке, и что он «научит» ребенка чему-то полезному. Или, наоборот, будет запугивать малыша. Учитывая, что многие насильники прибегают к стратегии «это будет наш секрет», особенно важно объяснить детям, что такое «хорошие» секреты и чем они отличаются от «плохих». К «хорошим» секретам относится подготовка подарков к праздникам, дню рождения, приятные сюрпризы. Во всех остальных случаях, если взрослый человек говорит: «это будет наш с тобой секрет», нужно срочно сообщить родителям или тому из взрослых (это может быть старшая сестра или брат), кому ребенок доверяет.

- Обязательно объясните и то, что ребенку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если он говорит, что в этом нет ничего страшного. Кроме того, полезно рассказать ребенку о нежелательных поцелуях. Дети должны знать, что у них есть право распоряжаться своим телом и право говорить «нет», когда кто-то «ненормально» прикасается к ним. Стоит также объяснить ребенку, что, если взрослый трогает его за руки, ноги, плечи, спину или лицо таким образом, что ребенку это неприятно, надо сказать взрослому о своих ощущениях и попросить прекратить. Скажите, что ребенок сразу должен сообщить вам, если взрослый будет прикасаться к нему неподобающим образом или делать то, что смущает ребенка.

- Особо подчеркните: вы не будете сердиться, хотя взрослый человек и сказал ребенку, что необходимо все случившееся сохранить в тайне, чтобы родители не ругали его. Скажите: «нет таких плохих вещей, о которых мы не могли бы поговорить с тобой».           Важно, чтобы дети поняли: что бы ни случилось, это будет не их вина, и им нечего стыдиться. Кроме того, предупредите ребенка, что вы поверите ему, даже если взрослый человек будет убеждать его в обратном.

Куда обращаться за помощью

- ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска»: Адрес: ул. 1-я Пролетарская, 20, каб. 16 тел. 37-04-32 Телефон “Доверие” - 37-20-17, 8(033) 903-14-95.

- Отдел внутренних дел администрации Первомайского района г. Витебска (с заявлением о фактах насилия в семье и привлечения агрессора к ответственности, установленной законодательством) Адрес: г.Витебск, пр-т Строителей, д.3Б Тел. дежурной части: 37 61 02, 8 029 711 53 16 или 102

- Круглосуточная психологическая помощь УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»: 8-0212 61-60-60

- Детская телефонная линия (24/7, анонимно, бесплатно): 8-801-100-16-11

- Сайт kids.pomogut.by Онлайн-консультирование (информационная, психологическая, правовая поддержка детям, пострадавшим от насилия в интернете, а также родителям и другим свидетелям).

- Telegram-бот @plecho_druga_bot.  Психологическая поддержка детей, пострадавших от насилия и свидетелей насилия, а также их родителей. Анонимно, конфиденциально, бесплатно.

- Telegram-бот @kids_lawyer_bot. Бесплатное юридическое консультирование детей и родителей. Помощь оказывает Белорусская республиканская коллегия адвокатов.

- Республиканский центр психологической помощи. Специалисты работают в том числе с учащимися, родителями и педагогами, оказавшимися в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях: 8-017-300-10-06; 8-017-300-23-21

- телефон доверия для детей и подростков: 8 (017) 263-03-03

- телефон доверия г. Витебска (круглосуточно): тел. 8 (0212) 61-60-60

- ГУО «Социально педагогический центр г. Витебска», ул. Жесткова, 19, тел. 8(0212) 64-75-37

- телефоны доверия по Витебской области центров здоровья молодежи (ЦЗМ): г. Витебск, ул. Чкалова, 14В, тел. 8 (0212) 57-24-71, справка 8 (0212) 57-78-79

 

 

  1. Упражнение «Совет»

Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребенка, поддержки, сочувствия.

Родители объединяются в 4 группы по временам года.

Ребенок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.

Ситуация для группы №1:

«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.

Ситуация для группы №2:

«Я не пойду больше в детский сад, потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.

Ситуация для группы №3:

«Мама, что мне делать? Учитель (без основания) обвинил меня в том, что я списал контрольную у соседа и не желает ставить хорошую оценку».

Ситуация для группы №4:

«Я взяла у Ларисы курточку на физкультуру, а когда бежала, то споткнулась и упала и порвала курточку. Теперь Лариса вместе с девушками устроят выяснение отношений, скорее всего побьют».

Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: умение слушать, доброжелательное и теплое общение, ласковый взгляд.

 

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА БЕЗ НАКАЗАНИЙ

В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах.

  1. Безусловная любовь. Ребенок должен знать, что в семье его любят – и тогда, когда он принес из школы «десятку», и тогда, когда сам, без напоминания, собрал свои игрушки, и тогда, когда разбил любимую мамину вазу. Очень важно постоянно говорить о своей любви ребенку любого возраста, обязательно выражая ее с помощью прикосновений, объятий, похлопываний по плечу и т. д.
  2. Признание уникальности личности ребенка, наличия у него чувств и переживаний, желаний и потребностей (в том числе – не таких, как у родителей). Если ребенок ведет себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, значит, он испытывает некий дискомфорт, который родители могут попытаться устранить.
  3. Уважение интересов и ценностей ребенка. Ребенок имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям нужно признать право ребенка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение, о чем бы то ни было.
  4. Умение родителей видеть свои ошибки и признавать свое несовершенство. Если ребенок слишком активно выражает протест против ваших требований, стоит задуматься об их справедливости и целесообразности в конкретной ситуации. Чаще всего такое поведение означает, что ваши требования противоречат естественным потребностям и интересам ребенка.
  5. Установление семейных правил. Установите определенный перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи, и познакомьте с ним ребенка. В этих правилах не может быть никаких двойных стандартов. Например, если нельзя есть сладкое до обеда, то этого нельзя делать ни папе, ни маме, ни старшей сестре, ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях.
  6. Личный пример. Вы не привьете ребенку интерес к чтению, если он чаще видит вас перед телевизором, чем с книгой в руках; вы не научите ребенка уважению к старшим, если позволяете себе нелестные высказывания в адрес учителей, соседей, собственных родителей.
  7. Последовательность. Воспитание без наказаний начинается с воспитания воспитателей, то есть, самих родителей. Им следует иметь четкую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса и уметь управлять своими эмоциями.

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  1. Требования родителей должны быть согласованы с другими взрослыми в семье. Это означает, что, если мама чего-то требует, то и папа, и бабушка, и дедушка должны поддерживать ее. Иначе ребенок, видя разные модели поведения, будет выбирать то одну, то другую, то третью. При этом он будет нарушать «правило», часто даже не понимая, что и почему делает не так. Иногда о подобных ситуациях говорят: дети испытывают «взрослые» требования «на прочность» и принимают их только тогда, когда понимают, что не могут изменить. Но лучше будет сказать – дети не видят в правиле правило, если ему не следуют все члены семьи, ведь у малышей еще не развито логическое (аналитическое) мышление, элементы которого обычно формируются в 6-7 лет.

 

2.Тон, которым родитель говорит о своем требовании, должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка: «Потому, что я так сказал», «Нет, и все!» Надо объяснить, почему вы что-либо запрещаете, но объяснить достаточно кратко. И предложения желательно строить в безличной форме: «Сладкое едят после обеда». На вопрос ребенка: «Почему?» вы отвечаете: «Можно испортить аппетит. Сладким нельзя наедаться, потому что желудок будет неправильно работать», или «Спичками не играют, потому что это опасно. Огнем можно обжечься, а это больно» (вместо «Не трогай конфеты!», «Не смей играть со спичками!»). Чем старше становится ребенок, тем более длинные и подробные объяснения можно давать ему. В ходе таких бесед вы станете для ребенка интересным собеседником.

  1. Правил и ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть разумно гибкими, иначе ребенок может вырасти вялым, малоинициативным.

О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей. Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему.

Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности. Как это делать?

  • Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.
  • «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.
  • Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.
  • Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.
  • Помогать, когда ребенок просит об этом.
  • Отмечать и поощрять его успехи.
  • Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).
  • Конструктивно разрешать конфликты.
  • Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
  • Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.

Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам. Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?

Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.

  • Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.
  • Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.
  • Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
  • Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.
  • Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.
  • Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.
  • Улыбайтесь детям как можно чаще.
  • Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.
  • Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.
  • Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.
  • Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность.

 

 

Как уберечь ребенка от сексуального насилия!

Предлагаем несколько советов, которые помогут уберечь вашего ребенка от опасности.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у ребенка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут. По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники нарушали их половую неприкосновенность.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 8-х классов

10.11.2023
развернуть

18.11.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 8-х классов на тему: «Как уберечь подростка от насилия» 

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 9-х классов

02.11.2023
развернуть

11.11.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 9-х классов на тему: «Агрессия, её причины и последствия», на котором будут рассмотрены причины возникновения агрессивности и её влияние на взаимодействие подростков с окружающими людьми

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 11 класса

18.10.2023
развернуть

27.10.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 11 класса на тему: «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?», с рассмотрением основных факторов, влияющих на выбор профессии, роли родителей и приоритетов старшеклассников.

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 4-х классов

05.10.2023
развернуть

13.10.2023  состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 4-х классов на тему: «Ребёнок и компьютер».

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 9-х классов

15.09.2023
развернуть

22.09.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 9-х классов на тему: «Портрет современного подростка», на котором будут рассмотрены  характерные черты  и возможные проблемы подросткового возраста, ключевые переживания подростков. 

свернуть

Заседание Родительского университета для родителей учащихся 5-х классов

08.09.2023
развернуть

16.09.2023 состоится заседание Родительского университета для родителей учащихся 5-х классов на тему «Адаптация ребёнка в новом коллективе», на котором будут рассмотрены особенности адаптационного периода, возможные трудности адаптации пятиклассников к школе.

 

свернуть