Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 14 г. Витебска имени З.А.Космодемьянской
Памятка для родителей: «Правила семейного воспитания»
Рекомендации для родителей
Успех ребенка в школе зависит не только от учителя, но и от родителя!
Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.
Мы - школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:
Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.
Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.
Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.
Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
свернуть
" Кризис подросткового возраста"
Подростковый возраст – это момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о причинах, путях протекания, границах, сути подросткового кризиса.
Подростковый кризис — особый период жизни человека, который характерен для перехода от возраста младшего школьника к младшему подростку.
Выделяют:
негативизм;
упрямство;
грубость;
бунтарство;
стремление во всем поступать по-своему;
противостояние авторитетам;
ревностное отношение к личному пространству.
чрезмерное послушание;
возврат к детским интересам и формам поведения;
зависимость от взрослых;
несамостоятельность;
инфантильность в суждениях и поступках;
подчинение мнению большинства;
стремление быть «как все».
Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках.
Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось, но путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.
Рамки подросткового кризиса индивидуальны для каждого ребенка, поэтому точно предсказать его начало и конец невозможно. Однако можно выделить основные стадии кризиса:
Суть подросткового кризиса - противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции.
«Как вести себя с подростком»
Расскажите подростку о том, что с ним творится.
Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение. Дайте ему понять, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя.
Согласитесь с беспокойством и неудовольствием.
Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и, в конечном итоге, зачастую руководствуется вашим, более мудрым мнением.
Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека.
Обеспечьте подростку «контролируемую свободу».
Поскольку, как бы он ни «кичился» своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.
Избегайте громких фраз и проповедей.
Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше чем, тебя…».
Уважайте потребность в уединении, в личной жизни.
Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей очень трудным.
Интересуйтесь жизнью подростка, но при этом не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
свернуть
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Памятка «Что могут сделать родители,
чтобы помочь ребёнку противостоять вредным привычкам»
свернуть
«Пути к успеху»
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И
ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ У РЕБЕНКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В наше время, с появлением сети Интернет, компьютерных игр, социальных сетей и прочего, достаточно трудно прививать детям понимание того, что образование – очень важная и нужная вещь.
Родители и педагоги находятся в поисках ответа на вопрос: «Как мотивировать ребенка к учебе?» Кто из нас не хочет увидеть своих собственных детей счастливыми и успешными? Нет ничего невозможного, просто к решению проблемы нужно найти правильный подход. Родителям следует помнить, что достижение – это еще не мотивация. Следовательно, пока вы будете заставлять ваше чадо делать домашние задания, это не значит, что он мотивированно выполняет их.
Мотивация – это желание и готовность что-либо делать. Не нужно наказывать ребенка за плохие оценки, необходимо тщательно разобраться с возникшей проблемой и найти способ для мотивации к учебе.
Советы и рекомендации для родителей по повышению учебной мотивации
детей и подростков.
Запомните: доброе слово и дельный совет- лучше порицания!
У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
свернуть
Советы родителям:
Если:
*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
*ребёнка хвалят, он учится быть благородным
*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
*ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
свернуть
В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.Тон, которым родитель говорит о своем требовании, должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка: «Потому, что я так сказал», «Нет, и все!» Надо объяснить, почему вы что-либо запрещаете, но объяснить достаточно кратко. И предложения желательно строить в безличной форме: «Сладкое едят после обеда». На вопрос ребенка: «Почему?» вы отвечаете: «Можно испортить аппетит. Сладким нельзя наедаться, потому что желудок будет неправильно работать», или «Спичками не играют, потому что это опасно. Огнем можно обжечься, а это больно» (вместо «Не трогай конфеты!», «Не смей играть со спичками!»). Чем старше становится ребенок, тем более длинные и подробные объяснения можно давать ему. В ходе таких бесед вы станете для ребенка интересным собеседником.
О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей. Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему.
Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности. Как это делать?
Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам. Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?
Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.
Что не надо делать родителям?
свернуть
Рекомендации родителям:
без лишних возбуждающих эмоций.
Памятка для родителей гиперактивного ребенка:
З. Обсудите вместе с ребенком круг его обязанностей.
Рекомендации родителям:
свернуть
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. Проявляйте искреннюю заботу о нем. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка таким каков он есть.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах
лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребенком, который очень важен.
Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.
свернуть
Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение - это нелегкий труд.
5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
7. Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
9. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.
11. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.
12. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Быть родителем - особое искусство.
Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
свернутьсвернуть
«Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка».
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза его жизни или даже смерть.
Конвенция о правах ребенка.
Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа.
Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством
Уважаемые папы и мамы!
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...
свернуть
свернуть
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт.
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка: