Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г. Витебска
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 14 г. Витебска имени З.А.Космодемьянской
Каждый ребёнок нуждается во внимании, заботе и постоянном общении. Подростка нельзя оставлять один на один с переживаниями. Очень важно, чтобы он осознал последствия своего поступка и сделал нужные выводы.
Проблемное поведение у детей развивается не на пустом месте. Проблемы в семье, конфликты со сверстниками, индивидуальные особенности ребенка – все вносит вклад в формирование проблемного поведения. Здесь важно помнить, что так называемые факторы риска не гарантия, а лишь повышенная вероятность того, что ребенок может оступиться. Ваша задача как родителя – попытаться вместе со специалистами преодолеть эти факторы.
Какие же именно факторы повышают риск проблемного поведения?
В семье: |
В школе и обществе: |
В кругу сверстников: |
• конфликты в семье и семейное насилие; • насилие по отношению к ребенку; • постоянная занятость родителей, не позволяющая уделять внимание ребенку; • неумение родителей взаимодействовать с подростком; • чрезмерно авторитарный или же попустительский стиль воспитания; • антисоциальное поведение одного или обоих родителей; • антисоциальное поведение брата или сестры; • холодность и эмоциональная отдаленность родителей. |
• плохая успеваемость; • отсутствие тяги к учебе; • проживание в неблагополучном районе, в котором уровень преступности, алкоголизма и наркомании существенно выше по сравнению с другими районами.
|
• общение с плохой компанией. Плохой можно назвать ту компанию, в которой употребляется алкоголь, наркотические или психотропные вещества, открыто попираются правила поведения в обществе, члены которой придерживаются экстремистской идеологии, вступают в конфликт с законом и т.п.; • агрессивное поведение в отношении сверстников, участие в травле; • ограниченное общение со сверстниками, которые могут оказать на ребенка положительное влияние, из-за отторжения или травли. |
Вашему вниманию предлагаются советы, которые позволят существенно снизить риск совершения подростком проступка, а также помогут удержать его от повторного нарушения закона:
В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.Тон, которым родитель говорит о своем требовании, должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка: «Потому, что я так сказал», «Нет, и все!» Надо объяснить, почему вы что-либо запрещаете, но объяснить достаточно кратко. И предложения желательно строить в безличной форме: «Сладкое едят после обеда». На вопрос ребенка: «Почему?» вы отвечаете: «Можно испортить аппетит. Сладким нельзя наедаться, потому что желудок будет неправильно работать», или «Спичками не играют, потому что это опасно. Огнем можно обжечься, а это больно» (вместо «Не трогай конфеты!», «Не смей играть со спичками!»). Чем старше становится ребенок, тем более длинные и подробные объяснения можно давать ему. В ходе таких бесед вы станете для ребенка интересным собеседником.
О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей. Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему.
Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности. Как это делать?
Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам. Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?
Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.