Педагог социальный

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА

развернуть

 

 

Каждый ребёнок нуждается во внимании, заботе и постоянном общении. Подростка нельзя оставлять один на один с переживаниями. Очень важно, чтобы он осознал последствия своего поступка и сделал нужные выводы.

Проблемное поведение у детей развивается не на пустом месте. Проблемы в семье, конфликты со сверстниками, индивидуальные особенности ребенка – все вносит вклад в формирование проблемного поведения. Здесь важно помнить, что так называемые факторы риска не гарантия, а лишь повышенная вероятность того, что ребенок может оступиться. Ваша задача как родителя – попытаться вместе со специалистами преодолеть эти факторы.

Какие же именно факторы повышают риск проблемного поведения?

В семье:

В школе и обществе:

В кругу сверстников:

конфликты в семье и семейное насилие;

• насилие по отношению к ребенку;

• постоянная занятость родителей, не позволяющая уделять внимание ребенку;

• неумение родителей взаимодействовать с подростком;

• чрезмерно авторитарный или же попустительский стиль воспитания;

• антисоциальное поведение одного или обоих родителей;

• антисоциальное поведение брата или сестры;

• холодность и эмоциональная отдаленность родителей.

• плохая успеваемость;

• отсутствие тяги к учебе;

• проживание в неблагополучном районе, в котором уровень преступности, алкоголизма и наркомании существенно выше по сравнению с другими районами.

 

• общение с плохой компанией. Плохой можно назвать ту компанию, в которой употребляется алкоголь, наркотические или психотропные вещества, открыто попираются правила поведения в обществе, члены которой придерживаются экстремистской идеологии, вступают в конфликт с законом и т.п.;

• агрессивное поведение в отношении сверстников, участие в травле;

• ограниченное общение со сверстниками, которые могут оказать на ребенка положительное влияние, из-за отторжения или травли.

 

 

Вашему вниманию предлагаются советы, которые позволят существенно снизить риск совершения подростком проступка, а также помогут удержать его от повторного нарушения закона:

  • интересуйтесь, как учится и проводит свободное время ваш ребёнок;
  • создавайте условия для досуга, где подросток будет в комфортной и интересной среде: спортивные секции, танцевальные студии, творческие кружки, языковые курсы, курсы по программированию или бизнесмышлению;
  • обращайте внимание на окружение ребёнка. Привлекайте к общению ребят, оказывающих положительное влияние. Постарайтесь оградить от тех, кто ведёт асоциальный образ жизни и может вовлечь в незаконную деятельность (в том числе через социальные сети);
  • не игнорируйте факты появления или исчезновения личных вещей ребёнка, особенно дорогих;
  • уделяйте внимание любым изменениям в поведении подростка, проявлениям агрессии с его стороны. Если у вас возникли сомнения в психическом состоянии ребёнка, вы подозреваете его в употреблении наркотических и других токсических средств, не ждите, что проблема решится сама собой. Направьте его в организацию здравоохранения для обследования и оказания медицинской и психологической помощи.
свернуть

ВОСПИТАНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

развернуть

 

В современной детской психологии все чаще говорят о системе воспитания, которая базируется на перечисленных ниже принципах.

  1. Безусловная любовь. Ребенок должен знать, что в семье его любят – и тогда, когда он принес из школы «десятку», и тогда, когда сам, без напоминания, собрал свои игрушки, и тогда, когда разбил любимую мамину вазу. Очень важно постоянно говорить о своей любви ребенку любого возраста, обязательно выражая ее с помощью прикосновений, объятий, похлопываний по плечу и т. д.
  2. Признание уникальности личности ребенка, наличия у него чувств и переживаний, желаний и потребностей (в том числе – не таких, как у родителей). Если ребенок ведет себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, значит, он испытывает некий дискомфорт, который родители могут попытаться устранить.
  3. Уважение интересов и ценностей ребенка. Ребенок имеет право на собственные ценности, даже если они противоречат вашим. Любящим родителям нужно признать право ребенка совершать ошибки, иметь пусть неверное, но свое собственное мнение, о чем бы то ни было.
  4. Умение родителей видеть свои ошибки и признавать свое несовершенство. Если ребенок слишком активно выражает протест против ваших требований, стоит задуматься об их справедливости и целесообразности в конкретной ситуации. Чаще всего такое поведение означает, что ваши требования противоречат естественным потребностям и интересам ребенка.
  5. Установление семейных правил. Установите определенный перечень правил (он не должен быть слишком длинным), которые обязательны для всех членов семьи, и познакомьте с ним ребенка. В этих правилах не может быть никаких двойных стандартов. Например, если нельзя есть сладкое до обеда, то этого нельзя делать ни папе, ни маме, ни старшей сестре, ни дома, ни у бабушки с дедушкой, ни в гостях.
  6. Личный пример. Вы не привьете ребенку интерес к чтению, если он чаще видит вас перед телевизором, чем с книгой в руках; вы не научите ребенка уважению к старшим, если позволяете себе нелестные высказывания в адрес учителей, соседей, собственных родителей.
  7. Последовательность. Воспитание без наказаний начинается с воспитания воспитателей, то есть, самих родителей. Им следует иметь четкую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса и уметь управлять своими эмоциями.

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  1. Требования родителей должны быть согласованы с другими взрослыми в семье. Это означает, что, если мама чего-то требует, то и папа, и бабушка, и дедушка должны поддерживать ее. Иначе ребенок, видя разные модели поведения, будет выбирать то одну, то другую, то третью. При этом он будет нарушать «правило», часто даже не понимая, что и почему делает не так. Иногда о подобных ситуациях говорят: дети испытывают «взрослые» требования «на прочность» и принимают их только тогда, когда понимают, что не могут изменить. Но лучше будет сказать – дети не видят в правиле правило, если ему не следуют все члены семьи, ведь у малышей еще не развито логическое (аналитическое) мышление, элементы которого обычно формируются в 6-7 лет.

2.Тон, которым родитель говорит о своем требовании, должен быть не повелительным, а дружеским, разъяснительным. Не стоит отвечать на вопрос ребенка: «Потому, что я так сказал», «Нет, и все!» Надо объяснить, почему вы что-либо запрещаете, но объяснить достаточно кратко. И предложения желательно строить в безличной форме: «Сладкое едят после обеда». На вопрос ребенка: «Почему?» вы отвечаете: «Можно испортить аппетит. Сладким нельзя наедаться, потому что желудок будет неправильно работать», или «Спичками не играют, потому что это опасно. Огнем можно обжечься, а это больно» (вместо «Не трогай конфеты!», «Не смей играть со спичками!»). Чем старше становится ребенок, тем более длинные и подробные объяснения можно давать ему. В ходе таких бесед вы станете для ребенка интересным собеседником.

 

  1. Правил и ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть разумно гибкими, иначе ребенок может вырасти вялым, малоинициативным.

О том, какой он – хороший, дорогой, способный или плохой, никому не нужный, невезучий – ребенок узнает только от взрослых и, прежде всего, от родителей. Если самый глубокий слой психики ребенка – эмоциональное восприятие себя – складывается из негативных переживаний, начинается разлад во многих сферах его жизни. Он становится «трудным» и для себя, и для окружающих, и необходимы большие усилия, чтобы помочь ему.

Родителям важно не допустить разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, постоянно поддерживая его самооценку, или чувство самоценности. Как это делать?

  • Безусловно принимать ребенка, то есть, любить его не за заслуги или поступки, а просто за то, что он есть.
  • «Активно слушать» его рассказы о своих переживаниях и потребностях.
  • Быть (читать, играть, заниматься) вместе с ним.
  • Не вмешиваться в дела, с которыми он справляется сам.
  • Помогать, когда ребенок просит об этом.
  • Отмечать и поощрять его успехи.
  • Делиться своими чувствами (то есть, доверять ему).
  • Конструктивно разрешать конфликты.
  • Каждый день ласково говорить ребенку, например, такие фразы: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучился. Давай (посидим, сделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
  • Обнимать ребенка не менее 4 раз в день, а лучше – чаще.

Дети – зеркало для своих родителей. Если вы одариваете их любовью, они ее отражают и возвращают вам. Как родителям проявлять свою любовь к ребенку?

Ниже перечислены несколько основных форм выражения родительской привязанности.

  • Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, доброжелательным, любящим взглядом.
  • Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, ласково теребите волосы.
  • Уделяйте внимание. Посвящайте детям безраздельно часть своего личного времени.
  • Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте ребенку о своих чувствах, называйте те чувства, которые испытывает он.
  • Говорите детям хорошие и ласковые слова: «Я люблю тебя», «Как я рад, что ты у нас есть», «Как я рада тебя видеть», «Мы очень любим тебя» и др.
  • Отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки на праздники.
  • Улыбайтесь детям как можно чаще.
  • Знакомьтесь с друзьями ребенка; вместе с ним принимайте участие в школьных или других мероприятиях.
  • Вы – взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.
  • Разрешайте детям ошибаться, и разрешайте им проявлять свои чувства.
  • Дети – не ваша собственность. Воспринимайте ребенка как самостоятельную личность
свернуть