Инновационный проект

Реализация республиканского инновационного проекта 2021-2025 гг.

 

Мероприятия по реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе использования методов стратегии форсайта» в государственном учреждении образования

развернуть

«Средняя школа № 14 г.Витебска» за I четверть 2023/2024 учебного года 1. Мероприятия организационно-управленческого направления.        На начало учебного года определены цели и задачи работы над практическим этапом реализации инновационного проекта на текущий год, инновационной группой откорректирован годовой план реализации проекта и определены темы педагогический исследований учителей-участников инновационного проекта, включившихся в этом учебном году. Издан приказ по осуществлению инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году, в котором определены функциональные обязанности всех участников.

В 2023/2024 учебном году продолжил свою деятельность методический  совет учреждения образования по направлениям:

  • экспертная оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых на педагогические советы;
  • экспертная оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.;
  • утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта;
  • составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО.

Используется разработанная в прошлом учебном году  система форм и методов  мотивирования участников инновационной деятельности (как социальные, моральные, социально-психологические, так и материальные: установлены надбавки согласно коллективному договору).

Откорректированы  критерии  оценки деятельности педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

  1. Создание условий для реализации инновационного проекта.

С целью вовлечения большего количества педагогов в реализацию инновационного проекта каждый педагог школы может воспользоваться отдельной рубрикой виртуального методического  кабинета, предоставляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности, получить тезаурус стратегии форсайта, модель организации супервизии в учреждении образования, памятки по работе с родителями, учащимися по организации самостоятельной деятельности учащихся. 

С целью организации научно-методического обеспечения проведён ряд  мероприятий, направленных на повышение и развитие профессионального мастерства:  31.08.2023 в рамках заседания педагогического совета был рассмотрен вопрос «Особенности организации образовательного процесса в учреждении образования в 2023/2024 учебном году. Реализация инновационного проекта: практический этап»; 30.08.2023 проведено  инструктивно-методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, материалов сайта АПО (раздел «Сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования»), осуществлена коррекция пробелов в знаниях.

В августе прошло заседание творческой лаборатории «МеФоДей» по теме «Основные аспекты проведения экспертной оценки методических материалов» (использован метод  фокус-групп). Творческая лаборатория «МеФоДей» («Методы форсайта в действии») – эффективное формирование, способствующее полной реализации творческого потенциала педагогов. Содержание деятельности лаборатории   позволяет закрепить и расширить не только базовые функции, но и реализовать современные функции методической работы: презентационную, развивающую, мотивационную, рефлексивную, фасилитаторскую, модераторскую, консалтинговую.

   Активно применяется созданная модель организации супервизии в учреждении образования. Налажена организация консультаций (супервизий) на всех уровнях:

консультант АПО  – руководитель инновационного проекта – педагог-психолог – педагоги-участники инновационной деятельности.

Особенно удачно зарекомендовали себя методы форсайта в работе республиканской экспертной группы, в которую входит заместитель директора по учебной работе Старанник Л.А. При выработке критериев оценки материалов, разработке памяток использованы методы: мозговой штурм, эталонный анализ, дорожная карта, фокус-группы, что способствовало совершенствованию исследовательских, фасилитаторских, рефлексивных компетенций педагогов.

 

  

Благодаря консультанту инновационного проекта Пашкович Т.Ф. участниками инновационного проекта была приобретена весомая информация на семинаре «Организация диагностико-аналитической деятельности при внедрении новшеств в образовательный процесс».

Педагоги – участники инновационной деятельности  принимают участие в  создании  медиатеки (материалы по использованию методов форсайта, по самообразованию, разработки уроков и мероприятий) для информационного обеспечения как на уровне школы, так и на уровне республики.

Налажено сотрудничество с  социальными партнёрами   как  очного (выступления, посещение предприятий и учебных заведений, проведение на базе классов кружка «Пожарный спорт» сотрудниками МЧС), так и дистанционного с использованием возможностей сети Интернет.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение.

Педагогом-психологом Титович А.Н. проведена входная диагностика  мотивации учения и эмоционального отношения к учению, готовности к профессиональному самоопределению, саморазвитию и социализации учащихся-участников инновационного проекта в соответствии с критериями инновационного проекта по ступеням (с учётом возрастных особенностей учащихся).

Осуществлена корректировка плана психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности.

Проведены консультации педагога-психолога с учителями-участниками инновационной деятельности, классными руководителями и законными представителями по итогам диагностик.

  1. 4. Мероприятия с учащимися

Кроме рабочих занятий с учащимися, в 1 четверти в школе прошла неделя супервизии «Форсайт как стратегия развития». В рамках которой   педагоги-участники инновационной деятельности посещали  уроки и мероприятия друг друга, обменивались опытом, обсуждали используемые методы форсайта, открывали  для себя что-то новое в использовании инновации. Активно работает «Школа ученического актива «Лидер».

  1. Формирование инновационного педагогического опыта. Продолжается работа по созданию электронной медиатеки материалов и разработок, которая включает в себя литературу по теме инновационного проекта, описание методов форсайта, используемых педагогами,  разработки уроков и мероприятий, методические материалы, инновационные продукты.

Учителя Ходаренко Е.В., Смольянинова Л.Б., заместитель директора по учебной работе Старанник Л.А.  приняли участие в  областном конкурсе публикаций «ІДЭЯ»

свернуть

Заседание педагогического совета «Формирование навыков самообразования учащихся, обеспечивающих успешность в обучении, личностном развитии и готовности к профессиональному самоопределению в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта»

развернуть

29.03.2023 года состоялось заседание педагогического совета по теме     «Формирование навыков самообразования учащихся, обеспечивающих успешность в обучении, личностном развитии и готовности к профессиональному самоопределению в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта».

Заместитель директора по учебной работе Старанник Л.А. проанализировала работу педагогического коллектива по реализации инновационного проекта за два года, отметила успехи и достижения, обратила внимание на систему методической работы по формированию навыка самообразования учащихся, презентовала работу творческой лаборатории «МеФоДей» (методы форсайта в действии).

                 

С возможностями организации самостоятельной деятельности на уроках немецкого языка, используя метод имитационного моделирования и интерактивный плакат,  ознакомила Федорченко Е.Н.

  Развивать навык самостоятельной деятельности учащихся  на факультативных занятиях с использованием метода стратегии форсайта стремится и учитель начальных классов Квитинская М.С.,  о чём свидетельствовало её выступление по теме «Развитие  самостоятельной исследовательской деятельности учащихся  на факультативных занятиях «Юные исследователи» посредством метода «Сканирование окружающей среды».

Особое место навык самостоятельной деятельности занимает при осуществлении выбора учащимися своего жизненного пути, определения профессиональной деятельности. Поэтому его формирование необходимо на протяжении всего обучения в школе. Учитель начальных классов Кацаюк К.А. внедряет это на своих занятиях посредством метода «мастерские будущего».

             

 Каждая деятельность бессмысленна, если в результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые будут достигнуты через определенный срок. Всё это требует времени. Как же распределить время, чтобы успевать выполнять всё, что нужно, самообразовываться и чувствовать себя комфортно,  педагогический коллектив  научила педагог-психолог Титович А.Н. на своём практикуме «Умение управлять временем – основа  формирования навыка самостоятельной деятельности».

        

свернуть

Панорама открытых мероприятий "Инновация в школе"

01.03.2023
развернуть

Школа актива "Лидер" в действии

17.01.2023
развернуть

17.01 воспитанники старшей группы государственного учреждения образования Детский сад №57 г.Витебска посетили нашу школу. Представители школы актива "Лидер" провели для ребят обзорную экскурсию по школе, рассказали о её создании, показали кабинеты, в которых учатся школьники. Воспитанники посетили музейную комнату, где учащиеся старших классов, по совместительству представители центра культурно-массовой деятельности и центра "Волонтёр", провели для них экскурсию, а также рассказали о геноциде белорусского народа на Витебщине.

 

 

 

свернуть

План проведения панорамы открытых мероприятий "Инновация в школе"

10.10.2022
развернуть

Панорама открытых мероприятий "Инновация в школе"

21.10.2022
развернуть

Сканирование окружающей среды - популярный метод, используемый для сбора информации о событиях, взаимоотношениях, процессах...    Чтобы добиться успеха,  крайне важно регулярно сканировать свое окружение, оценивая ситуацию.   Процесс сканирования окружающей среды используется для эффективного мониторинга как внутренней, так и внешней среды. Таким образом, он использует данные, собранные на основе событий, моделей, тенденций и взаимосвязей внутри его внутренней и внешней среды.

Используя метод сканирования окружающей среды, собирая информацию, развивая наблюдательность, учащиеся 2 «Б» класса на факультативных занятиях «Юные исследователи, или Ступеньки на пути к открытию» формируют исследовательскую компетенцию. Например, на  занятии «Наблюдение как метод исследования» (учитель Квитинская Мария Сергеевна) мальчики и девочки делают первые шаги в науку, открывая всё новые тайны окружающего мира.

     

 

       

      

 

Метод «Мастерская будущего» предполагает разработку и планирование каких-либо действий, сам по себе не дает новых знаний, а предполагает наличие соответствующих  знаний  у  участников. Данный  метод  подходит  для проведения  как в  группе  взрослых,  которые  имеют  жизненный  опыт    и различный уровень образования, так и в детской аудитории.

И это наш  случай. Учитель начальных классов Кацаюк Кристина Алексеевна и учитель-дефектолог Мурашко Анна Валерьевна  уделили достаточно  внимания  этапу  подготовки  и  хорошо  продумали  информационное обеспечение  участников  как  до,  так  и  в  процессе  проведения  воспитательного мероприятия «В поисках будущей профессии». Основной  целью которого было предоставление  каждому учащемуся возможности участвовать в принятии решений, касающихся желаемого ими будущего, а именно – будущей профессии.

        

 

        

 

Использование метода эталонного анализа на уроке русской литературы  в 3 классе (учитель Журавлёва Кристина Викторовна) предусматривает сравнение качеств главных героев  с теоретическим эталоном «идеального»  человека. При изучении произведения Братьев Гримм «Семь воронов»   учащиеся самостоятельно анализировали, обсуждали, предлагали варианты развития событий для внесения  изменений  в траекторию развития сюжета. Для облегчения проведения анализа заранее были предложены  типовые примеры по каждому этапу работы над произведением.

       

     

     

 

Использование метода "Морфологический анализ" при изучении темы "Условное наклонение глагола" (Учитель Беренфельд Алла Аркадьевна) продемонстрировали учащиеся 7 "А" класса, самостоятельно подготовив и  защитив презентации своей будущей профессии.

      

 

       

свернуть

Панорама открытых мероприятий "Инновация в школе"

19.10.2022
развернуть

- Как правильно ухаживать за семенами, чтобы получить растение? Как подготовить себя к получению аграрной профессии? Как построить дорожную карту? Как достичь цели и не свернуть с пути?

На все эти вопросы получили ответы учащиеся 2 «А» класса на уроке «Человек и мир» по теме «Условия, необходимые для роста и развития растений», составив дорожную карту Весёлой фасольке,   (учитель Смольянинова Людмила Борисовна).

    

 

    

 

 

Тема занятия театрального кружка: «Актёрская мастерская. Воображение» (руководитель Иванова Елена Николаевна)

Цель: развитие творческой активности учащихся и готовности к социализации посредством использования при организации образовательной деятельности метода имитационного моделирования

Задачи: 1) изучить метод имитационного моделирования и возможности его использования с целью развития творческой активности учащихся и готовности к социализации;

2) разрабатывать и проводить занятия с использованием метода имитационного моделирования;

3) организовать показ спектакля на школьной сцене, принять участие в районном конкурсе «Школьный театр-2023».

    

 

  

 

свернуть

Панорама открытых мероприятий "Инновация в школе"

18.10.2022
развернуть

Метод мозгового штурма это: возможность  продуцирования новых идей в процессе работы в группе, объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений, умение  самостоятельно достигать вершины знаний по теме. Именно так смогли осуществить задуманное учащиеся 8 «А» класса на уроке биологии по теме «Образ жизни, особенности строения и многообразие двустворчатых моллюсков». (Учитель Александрова Ольга Владимировна)

                 

 

                  

 

Что такое информационная цивилизация? С этим вопросом самостоятельно разбирались учащиеся 11-го профильного класса на уроке обществоведения по теме «Становление информационной  цивилизации».  Оценить внутренние и внешние факторы, которые влияют на развитие цивилизации, сильные и слабые стороны, определить перспективы развития и риски – всё это можно сделать с помощью метода SWOT-анализ.  (Учитель Ходаренко Елена Владимировна)

           

 

        

свернуть

Панорама открытых мероприятий "Инновация в школе"

15.10.2022
развернуть

15.10.2022 в рамках Панорамы открытых мероприятий "Инновация в школе" прошел мастер-класс "Изготовление изделий из бисера", который проводили учащиеся 8"А" класса: Заборёнок Анастасия, Ильюшко Анастасия и Матвиенко Милана. Они поделились опытом, научили младших девочек работать с бисером и изготавливать украшения. Особенность занятия - использование метода стратегии форсайта "Имитационное моделирование", а также технологии "Равный обучает равного". (Руководитель кружка Дробышева Татьяна Владимировна)

                                   

                            

  

           

 

Использование метода "Морфологический анализ" при изучении темы "Инфинитив"  продемонстрировали учащиеся 7 "А" класса, самостоятельно подготовив и  защитив творческие проекты. (Учитель Беренфельд Алла Аркадьевна)

                     

свернуть

Мероприятия по реализации инновационного проекта за I четверть 2021/2022 учебного года

развернуть

Инновационный проект «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе использования методов стратегии форсайта» реализуется в учреждении образования  с конца августа 2021 года.

27.08.2021  для участников инновационного проекта заместителем директора по учебной работе Старанник Л.А. было проведено  инструктивно-методическое совещание по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, материалов сайта АПО (раздел «Сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования»).

           

30.08.2021 состоялся  семинар-практикум «Организация образовательного процесса в 1 -11  классах на основе внедрения модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта». Методическим продуктом которого является памятка для педагогов  «Методы стратегии форсайта».

      

31.08.2021  на заседании педагогического совета педагогический коллектив был ознакомлен с целями, задачами проекта и ожидаемыми результатами его реализации.

09.09.2021 заместитель директора по учебной работе Старанник Л.А. принимала участие  в работе республиканского семинара «Формирование и развитие самообразования учащихся на основе использования методов стратегии форсайта», в ходе которого были  изучены концептуальные основания самообразования учащихся посредством использования методов стратегии форсайта и получены практические советы по разработке управленческого, организационно-методического,  психолого-педагогического и информационного обеспечения по внедрению методов стратегии форсайта в образовательный процесс.

18.09.2021 состоялся круглый стол «Определение тематики мини-исследований и разработка индивидуальных программ  в рамках инновационного проекта» с учителями-участниками инновационного проекта,

в ходе которого участники осознали актуальность проблемы самообразования учащихся, задачи и виды педагогического руководства самообразованием школьников, откорректировали темы своих миниисследований, познакомились с возможностями единого информационного сервиса по инновационной деятельности.

С 25.09.2021 начала свою работу методическая лаборатория, первым заседание которой была тема  «Общие подходы к составлению  уточняющих тестов по выявлению и конкретизации образовательных потребностей; проведению диагностики по  выявлению  мотивации к самообразованию учащихся и педагогов». Посредством метода форсайта «мозговой штурм» был проанализирован и отобран ряд диагностик  для выявления уровня мотивации:

1 классы – анкета «оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

2-3 классы – «Лесенка побуждений»  А.И.Божович, И.К.Маркова

6-7 классы – методика изучения мотивации учения подростков

8-9 классы – методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

10-11 классы – методика  «Потребность в достижении цели» Ю.М.Орлов

Педагоги - опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана, анкеты.

09.10.2021 в ходе заседания школы актива «Лидер» (руководитель педагог-организатор Маринич Д.А.)  на основе использования метода SWOT-анализа, учащиеся   оценили преимущества и недостатки, возможности и предполагаемые проблемы   личностного роста.

С 11.10.2021 по 14.10.2021 заместитель директора по учебной работе Старанник Л.А. принимала участие  в работе республиканского семинара «Развитие инновационной культуры педагогических работников» (АПО), в ходе которого от консультанта проекта Пашкович Т.Ф. были получены рекомендации и  ответы на ряд конкретных проблемных вопросов, возникших в начале реализации проекта.

16.10.2021 учителем белорусского языка и литературы была проведена квест-игра «З рога ўсяго многа» с учащимися 5-6 классов, в процессе подготовки которой был использован метод имитационного моделирования.   

23.10.2021  педагогами-участниками инновационной деятельности был подготовлен перевёрнутый урок для взрослых «Форсайт-вернисаж». Участники предложили на обозрение методы стратегии форсайта, которые они отобрали для своей работы. Обосновали актуальность выбора и применения каждого метода. Данное мероприятие проходило с использованием методов «Мозговой штурм» и «Метод дерева».

         

  

свернуть

Республиканский инновационный проект «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта»

развернуть

Республиканский инновационный проект
«Внедрение модели самообразования учащихся
в компетентностно-ориентированной образовательной среде
на основе методов стратегии форсайта»


Реализация данного проекта будет способствовать повышению конкурентоспособности учреждения, позволит реализовать стратегию индивидуального обучения и самообразования учащихся с различными образовательными потребностями, а также использует стратегию форсайта как для построения индивидуальной образовательной траектории учащихся, так и для профессионального роста педагогов.


Сроки реализации инновационного проекта: август 2021—июнь 2025


Цель: формирование и развитие личности учащегося как субъекта своей образовательной деятельности, готовой к непрерывному самообразованию, прогнозированию образовательного и профессионального будущего в контексте парадигмы непрерывного образования посредством овладения методами форсайта как стратегии в обогащенной компетентностно-ориентированной образовательной среде.


Задачи:
1. Разработать и реализовать систему управления (организационно-управленческие мероприятия) на всех этапах реализации инновационного проекта на основе принципов современного менеджмента в образовании и методов стратегии форсайта как стратегии.
2. Обеспечить научно-методическое сопровождение, которое содействует развитию компетенций в области самообразования всех субъектов образовательного процесса на основе теоретического и практического освоения методов форсайта как стратегии.
3. Создать систему методической работы (организационно-методических мероприятий), способствующую принятию, освоению и внедрению педагогами в образовательный процесс методов стратегии форсайта как эффективных средств в области формирования и развития предметных, личностных и метапредметныхкомпетенций и способствующих организации самообразования учащихся.
4. Способствовать переводу личности учащегося в позицию активного субъекта образования в условиях компетентностно-ориентированной образовательной среды для построения дорожной карты самообразования, способствующей успешной самореализации на всех этапах обучения и осознанному профессиональному самоопределению на основе методов форсайта как стратегии.
5. Привлечь законных представителей и социальных партнёров к активному взаимодействию по обогащению и расширению компетентностно-ориентированной образовательной среды.
6. Создать благоприятные условия для формирования, представления и трансляции (распространения, диссеминации, диффузии) педагогами инновационного педагогического опыта по освоению и внедрению методов форсайта в области формирования самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде.


Ожидаемые результаты

1. Создание открытой образовательной системы в рамках учреждения образования на основе синергетического подхода посредством взаимодействия с консультантом инновационного проекта, педагогическими коллективами других учреждений образования, реализующих данный инновационный проект, и привлечением социальных партнеров.
2. Усиление процессов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, способствующих обогащению компетентностно-ориентированной образовательной среды.
3. Повышение эффективности допрофильной подготовки и профильного обучения по формированию готовности учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, построение ими индивидуальной образовательной траектории в соответствии с современными запросами рынка труда.
4. Повышение результатов образовательного процесса посредством перевода личности учащегося в активную субъектную позицию на основе самообразования, обеспечивающую успешную самореализацию на всех этапах обучения.
5. Овладение методами стратегии форсайта активными субъектами образовательного процесса.
6. Активное включение законных представителей в процесс формирования, становления и развития самообразования учащихся посредством просветительской работы и обучающих активных мероприятий.
7. Разработка методических и дидактических материалов педагогами, участниками инновационной деятельности, в области создания образовательных практик на основе использования методов стратегии форсайта.

                                    

 

Руководитель инновационного проекта - Якименко Наталья Александровна,  директор школы

Целевая группа участников инновационной деятельности:

- учащиеся 2 «А», 2 «Б», 3 «А», 4«В», 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б», 9 «А», 9 «Б», 10, 11 классов; учащиеся 5-11 классов – актив школьного самоуправления;

- педагогические работники;

- законные представители;

- социальные партнёры (ЦТДиМ, библиотека ОАО «Витебскдрев», ВГУ им. Машерова)

 

Педагоги-участники инновационной деятельности:

ФИО, должность

 

Квалификационная категория

Класс

Предмет

Старанник Люсьена Аркадьевна, заместитель директора по учебной работе

Высшая

ответственный за реализацию проекта

Мурашко Анна Валерьевна, учитель-дефектолог 

Вторая

тьюторское сопровождение

 

 

 

Титович Анна Николаевна, педагог-психолог

Без категории

психолого-педагогическое сопровождение

Маринич Дарья Анатольевна, педагог-организатор, учитель музыки

Первая

5-11 классы

актив школьного самоуправления

Смольянинова Людмила Борисовна,

учитель начальных классов

Первая

1 «А»

Человек и мир,

ОВР

Кацаюк Кристина Алексеевна, учитель начальных классов

Вторая

3«В»

русский язык, русская литература,

человек и мир, ИЗО, математика,

ОВР

Журавлёва Кристина Викторовна, учитель начальных классов

Первая

2 «А»

русская литература,

человек и мир,

ОВР

Беренфельд Алла Аркадьевна, учитель русского языка и литературы

Высшая

6 «А»

русский язык,

Иванова Елена Николаевна, учитель белорусского языка и литературы

Первая

6 «А»

белорусский язык, белорусская литература,

факультативные занятия по белорусскому языку, ОВР

Волчок Алла Игоревна,

 учитель немецкого языка

Высшая

8 «А»,

8 «Б»

немецкий язык, факультативные занятия по немецкому языку

Дробышева Татьяна Владимировна, учитель трудового обучения

Высшая

6 «Б»,

7 «А»

обслуживающий труд, факультативные занятия по обслуживающему труду, кружок  «Волшебный клубок»

Александрова Ольга Владимировна, учитель биологии

Высшая

7 «А»

Биология, творческая лаборатория «Эколог»

Ходаренко Елена Владимировна,  учитель истории и обществоведения

Высшая

9 «А», 10,11

обществоведение

Федорченко Екатерина Николаевна, учитель немецкого языка

Высшая

7 «А»,

7 «Б»,

немецкий язык, факультативные занятия по немецкому языку

Квитинская Мария Сергеевна

Вторая

2 «Б»

факультативные занятия "Юные исследователи"

 

 

 

свернуть